Реализация информационной компетентности посредством создания электронного учебника
С внедрением государственных образовательных стандартов нового поколения в учебном процессе обозначились приоритеты формирования различных компетенций. В рамках образовательного процесса рассматривают множество компетенций: профессиональная, информационная, социальная, метапредметная, коммуникативная и т.д. С развитием информационных технологий все большую значимость приобретает информационная компетентность, которая тесно переплетается в настоящее время с любым видом деятельности.
Согласно Федерального государственного образовательного стандарта понятие «информационная компетентность» трактуется как «Способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий». Для проведения уроков в современном образовательном учреждении преподаватель, конечно, должен иметь высокую информационную компетентность, знать основные понятия информационных технологий, уметь демонстрировать свои знания обучающимся.
Форм работы для этого более чем достаточно, это может быть:
- проектный метод обучения,
- демонстрационный навык мультимедийных лекций,
- видео уроки и монтаж видео-роликов,
- веб-квест технология,
- дистанционное обучение,
- создание персональных сайтов,
- использование блогов и социальных сетей,
- использование прикладных программ во время проведения учебных занятий и т.д.
Многие основные формы работы для реализации информационной компетенции представлены на сайте Факультета мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет" (http://moi-mummi.ru/) в виде конкурсных уроков, дистанционных курсов, работ Интернет-конференции.
Одной из форм работ практикуется использование электронных учебников или электронных пособий, что становится повсеместным благодаря внедрению Интернета в различные коммуникативные устройства. Такой прием работы является элементом дистанционного обучения и позволяет преподавателю в полной мере представить свою информационную и профессиональную компетентность.
Применительно к традиционному учебному процессу можно выделить следующие методические цели при использовании электронных пособий:
-индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
-осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;
-осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;
-высвободить учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ;
-визуализировать учебную информацию;
- моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления;
- развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образный, теоретический);
- усиливать мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);
- формировать информационную культуру познавательной деятельности и др.
Организация учебного процесса с помощью электронных пособий позволяет компактно представить большой объем учебной информации в четко структурированной и последовательно организованной форме, что дает возможность усилить визуальное восприятие и облегчает усвоение учебного материала.
Существует множество электронных пособий и учебников, созданных в разных средах и на разных платформах в Интернете. Для изучающих базовые дисциплины, можно использовать готовые электронные ресурсы, продающиеся на дисках и демонстрируемые на сайтах Интернета. Но для донесения уникальной, профильной, метапредметной информации возможно создать и индивидуальный электронный учебник (пособие).
Решением этой проблемы служат программы для разработки обучающих и контролирующих элементов учебника, описание которых можно при желании найти в Интернете. Или не использовать специальное ПО, а сформировать учебник с помощью HTML кода.
Пример такого электронного пособия можно посмотреть по адресу http://marina-gilyarova.narod.ru/1.html. Учебник разрабатывался с целью охвата основных тем по изучаемым курсам дисциплин: «Информатика», «Информационные технологии в профессиональной деятельности» в медицинском колледже, планируется дальнейшее его совершенствование. Множество учебников по информатике несут в себе базовые основы информационных технологий, не отображают профильного направления предмета, поэтому его разработка была необходимым условием для отображения информации с индивидуальными особенностями обучения в медицинском колледже.
Представленный электронный ресурс позволяет решить следующие методические задачи:
- возможность индивидуальной траектории обучения,
- дифференциация обучаемых,
- охват большого объема изучаемой информации,
- использование мультимедийных возможностей: графики, звуковых файлов и видео,
- четкая структуризация информации, хотя это свойство присуще всем учебникам,
- возможность использовать информацию учебника в любом месте, где доступен Интернет,
- выполнение самостоятельной внеаудиторной работы и т.д.
При использовании специальных программ для создания учебников, им нужно обучаться дополнительно, а предлагаемый способ отображения учебной информации доступен любому пользователю, так как существует множество справочной литературы и самоучителей по языку гипертекстовой разметки.
Отражение в учебнике специфичной профильной информации ставит его ближе к профессиональному образованию, дает возможность отследить интеграцию с теми или иными дисциплинами, связанными напрямую с будущей профессией. Это значительно повышает мотивацию изучения дисциплины, увеличивает значимость ее освоения, показывает практическое применение теоретических знаний. Поэтому эффективность создания учебных электронных пособий и учебников значительно выше нежели в базовом обучении.
Современные информационные технологии предлагают множество возможностей для создания и использования электронных учебников и пособий.
Обучение с помощью электронных образовательных ресурсов имеет множество преимуществ перед классической формой обучения:
- возможность охвата максимально большого объема информации,
- использование различных видов информации (не только текст, но и графика, звук, видео),
- интерактивное обучение, то есть установление непосредственной обратной связи учащегося с объектом изучения,
- формирование деятельностного подхода, который дает наиболее продуктивные результаты обучения,
- дистанционное обучение позволяет выстроить индивидуальную форму образовательной траектории,
- саморазвитие и самообразование в рамках изучения информационных технологий,
- формирование информационной культуры, которая необходима для каждого современного человека.
При создании электронного учебника следует опираться на следующие составляющие:
- методологическая, позволяющая соблюдать методику преподавания дисциплины, показывающая общие принципы использования электронных учебных пособий, интуитивно-понятные приемы навигации, последовательность освоения материала;
- эргономическая, призывающая соблюдать основные правила психологии и эргономики, не утомлять пользователя многочисленными инструкциями по освоению электронного ресурса;
- информационная должна соответствовать современному уровню представления информации, это должен быть не только текст, но и графический материал, по возможности, аудио и видео файлы, электронное пособие будет выглядеть привлекательнее, если в нем используются вставки, моделирующие какой-либо процесс или явление, раскрываются динамические составляющие изучаемых законов и т.д.;
- технологическая демонстрирует уровень освоения современного программного обеспечения, показатель возможностей данного учебника через применение разнообразных форм обучения, например, тестовые задания с возможностью самоконтроля, online-проверка решения задач, выполнение самостоятельной работы и т.д.
Электронные образовательные ресурсы в виде электронных учебников имеют перспективное будущее, которое неразрывно связано с внедрением информационных технологий на всех этапах обучения во всех образовательных учреждениях. Создание электронного пособия, учебника, какого-либо ресурса для обучения позволяет в полной мере реализовать персональную информационную компетентность, требует достаточно сил и времени, творческой активности для внедрения его в образовательный процесс.
Информационные источники
1. Тоискин В.С., Красильников В.В. Теоретические основы разработки электронных образовательных изданий (антропологический подход) – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010. – 108 с.
2. Рекомендации по созданию электронного учебника: сайт Academia XXI. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.academiaxxi.ru/index.html
3. Document Suite - универсальное средство создания электронных учебников: сайт JetDraft. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.jetdraft.com/rus/index
4. JetDraft Document Suite 2008 – универсальное средство создания электронных пособий - [Электронный ресурс]. - URL: http://student.zoomru.ru/informat/jetdraft-document-suite-2008-/137544.1064240.s2.html
5. Создание электронных книг. Как создать электронную книгу: сайт BestFree. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.bestfree.ru/article/soft/ebooks.php
6. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения. М.: Академия, 2006
7. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=791
|