Понедельник, 29.04.2024, 13:57

Персональный сайт Гиляровой Марины Геннадьевны

Меню сайта
Android
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 261
Информатика
Видеолекция
Важная информация
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » Статьи » Мои статьи

    Выступление на Всероссийском педагогическом практикуме в Анапе

    Реализация информационной компетентности посредством создания электронного учебника

    С внедрением государственных образовательных стандартов нового поколения в учебном процессе обозначились приоритеты формирования различных компетенций. В рамках образовательного процесса рассматривают множество компетенций: профессиональная, информационная, социальная, метапредметная, коммуникативная и т.д. С развитием информационных технологий все большую значимость приобретает информационная компетентность, которая тесно переплетается в настоящее время с любым видом деятельности.
    Согласно Федерального государственного образовательного стандарта понятие «информационная компетентность» трактуется как «Способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий». Для проведения уроков в современном образовательном учреждении преподаватель, конечно, должен иметь высокую информационную компетентность, знать основные понятия информационных технологий, уметь демонстрировать свои знания обучающимся.
    Форм работы для этого более чем достаточно, это может быть:
    - проектный метод обучения,
    - демонстрационный навык мультимедийных лекций,
    - видео уроки и монтаж видео-роликов,
    - веб-квест технология,
    - дистанционное обучение,
    - создание персональных сайтов,
    - использование блогов и социальных сетей,
    - использование прикладных программ во время проведения учебных занятий и т.д.
    Многие основные формы работы для реализации информационной компетенции представлены на сайте Факультета мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет" (http://moi-mummi.ru/) в виде конкурсных уроков, дистанционных курсов, работ Интернет-конференции.
    Одной из форм работ практикуется использование электронных учебников или электронных пособий, что становится повсеместным благодаря внедрению Интернета в различные коммуникативные устройства. Такой прием работы является элементом дистанционного обучения и позволяет преподавателю в полной мере представить свою информационную и профессиональную компетентность.
    Применительно к традиционному учебному процессу можно выделить следующие методические цели при использовании электронных пособий:
    -индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
    -осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;
    -осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;
    -высвободить учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ;
    -визуализировать учебную информацию;
    - моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления;
    - развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образный, теоретический);
    - усиливать мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);
    - формировать информационную культуру познавательной деятельности и др.
    Организация учебного процесса с помощью электронных пособий позволяет компактно представить большой объем учебной информации в четко структурированной и последовательно организованной форме, что дает возможность усилить визуальное восприятие и облегчает усвоение учебного материала.
    Существует множество электронных пособий и учебников, созданных в разных средах и на разных платформах в Интернете. Для изучающих базовые дисциплины, можно использовать готовые электронные ресурсы, продающиеся на дисках и демонстрируемые на сайтах Интернета. Но для донесения уникальной, профильной, метапредметной информации возможно создать и индивидуальный электронный учебник (пособие).
    Решением этой проблемы служат программы для разработки обучающих и контролирующих элементов учебника, описание которых можно при желании найти в Интернете. Или не использовать специальное ПО, а сформировать учебник с помощью HTML кода.
    Пример такого электронного пособия можно посмотреть по адресу http://marina-gilyarova.narod.ru/1.html. Учебник разрабатывался с целью охвата основных тем по изучаемым курсам дисциплин: «Информатика», «Информационные технологии в профессиональной деятельности» в медицинском колледже, планируется дальнейшее его совершенствование. Множество учебников по информатике несут в себе базовые основы информационных технологий, не отображают профильного направления предмета, поэтому его разработка была необходимым условием для отображения информации с индивидуальными особенностями обучения в медицинском колледже.
    Представленный электронный ресурс позволяет решить следующие методические задачи:
    - возможность индивидуальной траектории обучения,
    - дифференциация обучаемых,
    - охват большого объема изучаемой информации,
    - использование мультимедийных возможностей: графики, звуковых файлов и видео,
    - четкая структуризация информации, хотя это свойство присуще всем учебникам,
    - возможность использовать информацию учебника в любом месте, где доступен Интернет,
    - выполнение самостоятельной внеаудиторной работы и т.д.
    При использовании специальных программ для создания учебников, им нужно обучаться дополнительно, а предлагаемый способ отображения учебной информации доступен любому пользователю, так как существует множество справочной литературы и самоучителей по языку гипертекстовой разметки.
    Отражение в учебнике специфичной профильной информации ставит его ближе к профессиональному образованию, дает возможность отследить интеграцию с теми или иными дисциплинами, связанными напрямую с будущей профессией. Это значительно повышает мотивацию изучения дисциплины, увеличивает значимость ее освоения, показывает практическое применение теоретических знаний. Поэтому эффективность создания учебных электронных пособий и учебников значительно выше нежели в базовом обучении.
    Современные информационные технологии предлагают множество возможностей для создания и использования электронных учебников и пособий.
    Обучение с помощью электронных образовательных ресурсов имеет множество преимуществ перед классической формой обучения:
    - возможность охвата максимально большого объема информации,
    - использование различных видов информации (не только текст, но и графика, звук, видео),
    - интерактивное обучение, то есть установление непосредственной обратной связи учащегося с объектом изучения,
    - формирование деятельностного подхода, который дает наиболее продуктивные результаты обучения,
    - дистанционное обучение позволяет выстроить индивидуальную форму образовательной траектории,
    - саморазвитие и самообразование в рамках изучения информационных технологий,
    - формирование информационной культуры, которая необходима для каждого современного человека.
    При создании электронного учебника следует опираться на следующие составляющие:
    - методологическая, позволяющая соблюдать методику преподавания дисциплины, показывающая общие принципы использования электронных учебных пособий, интуитивно-понятные приемы навигации, последовательность освоения материала;
    - эргономическая, призывающая соблюдать основные правила психологии и эргономики, не утомлять пользователя многочисленными инструкциями по освоению электронного ресурса;
    - информационная должна соответствовать современному уровню представления информации, это должен быть не только текст, но и графический материал, по возможности, аудио и видео файлы, электронное пособие будет выглядеть привлекательнее, если в нем используются вставки, моделирующие какой-либо процесс или явление, раскрываются динамические составляющие изучаемых законов и т.д.;
    - технологическая демонстрирует уровень освоения современного программного обеспечения, показатель возможностей данного учебника через применение разнообразных форм обучения, например, тестовые задания с возможностью самоконтроля, online-проверка решения задач, выполнение самостоятельной работы и т.д.
    Электронные образовательные ресурсы в виде электронных учебников имеют перспективное будущее, которое неразрывно связано с внедрением информационных технологий на всех этапах обучения во всех образовательных учреждениях. Создание электронного пособия, учебника, какого-либо ресурса для обучения позволяет в полной мере реализовать персональную информационную компетентность, требует достаточно сил и времени, творческой активности для внедрения его в образовательный процесс.

    Информационные источники
    1. Тоискин В.С., Красильников В.В. Теоретические основы разработки электронных образовательных изданий (антропологический подход) – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010. – 108 с.
    2. Рекомендации по созданию электронного учебника: сайт Academia XXI. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.academiaxxi.ru/index.html
    3. Document Suite - универсальное средство создания электронных учебников: сайт JetDraft. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.jetdraft.com/rus/index
    4. JetDraft Document Suite 2008 – универсальное средство создания электронных пособий - [Электронный ресурс]. - URL: http://student.zoomru.ru/informat/jetdraft-document-suite-2008-/137544.1064240.s2.html
    5. Создание электронных книг. Как создать электронную книгу: сайт BestFree. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.bestfree.ru/article/soft/ebooks.php
    6. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения. М.: Академия, 2006
    7. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=791

    Категория: Мои статьи | Добавил: Мар (11.08.2014)
    Просмотров: 717 | Теги: информационная компетентность, персональный сайт, презентация Prezi, электронный учебник | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]